Садоводческие товарищества могут стать коттеджными поселками
16 Июля 2010 в 09 часов 58 мин


Но после того, как членам садоводческих товариществ (СТ) разрешили приватизировать земельные участки, эти организации стали самыми проблемными с точки зрения внутреннего управления. Отсутствие денег на прокладку (ремонт) дорог, электро- и водопроводных сетей, нежелание собственников участков вообще нести какие-либо расходы по управлению садоводческим товариществом и отсутствие механизмов воздействия на должников, нежелание местных органов власти участвовать в решении проблем товариществ - все это существенно снижает жизнеспособность СТ.
Многие садоводы видят решение проблемы садоводческих товариществ в изменении их статуса. Теоретически это возможно. Например, товарищество, в котором индивидуальные участки имеют площадь 8, 10 и более соток, вполне можно было бы преобразовать в жилой поселок.
Но реализовать эту идею на практике очень сложно.
В первую очередь, нужно понимать, что если участок предоставлен для коллективного садоводства и огородничества, то законодательство не требует от собственника земельного надела, чтобы он в течение определенного времени построил на этом участке дом. Естественно, не всем садоводам по силам построить дом.
В то же время, местным властям не нужны дополнительные "рты". СТ - самостоятельная организация не только юридически, но и отдельная градостроительная единица. И на ее существование, в отличие от жилого поселка, не нужно тратить бюджетные деньги.
В то же время для того, чтобы процесс преобразования просто сдвинулся с нуля, нужно соответствующее решение общего собрания членов садоводческого товарищества и согласие местного исполкома на изменение функционального назначения земель товарищества.
Кстати, даже изменение целевого назначения земель территории СТ без получения на то разрешения местных властей и положительного решения общего собрания членов СТ может быть истолковано как грубое нарушение законодательства. Нечто подобное произошло в СТ «Свитанок-Перхурово», расположенного на территории Дзержинского района.
Так, Указ Президента РБ от 28.01.2008 № 50 устанавливает, что освоение территории СТ должно вестись на основании проекта организации и застройки территории товарищества (генплан). Изменение застройки территории СТ не допускается без внесения в установленном законодательством порядке изменений в проект застройки (генплан).
Прокуратурой Минской области в ходе проверки, которая проводилась по заявлению членов СТ, решениями Дзержинского райисполкома изъяты из земель СТ товарищества «Свитанок-Перхурово» и предоставлены для ведения коллективного садоводства с передачей в частную собственность три земельных участка и переданы троим гражданам, не являвшимися членами СТ.
Однако вопрос о принятии решения о внесении изменений в генеральный план садоводческого товарищества перед райисполкомом, который утверждал этот генплан, не инициировался и не рассматривался. Решения об изменении застройки территории товарищества Дзержинский райисполком не принимал.
Проверка также показала, что общее собрание садоводческого товарищества не рассматривало вопроса о принятии вышеназванных граждан, получивших земельные участки, в члены товарищества. Решение о включении их в члены товарищества не принималось.
Были допущены и другие нарушения законодательства. В итоге прокурором Минской области принесены протесты на решения Дзержинского райисполкома о предоставлении земельных участков, а также внесено представление председателю Дзержинского райисполкома, в котором потребовано решить вопрос об изъятии незаконно предоставленных земельных участков, принять безотлагательные меры по предъявлению исков в суд о прекращении права частной собственности на них, а после вступления решения суда в законную силу – меры по государственной регистрации прекращения права частной собственности на соответствующие земельные участки.

Источник: "Про недвижимость"

Стоит прочитать