Снос частного сектора: на что претендовать при плановом отселении
25 Июня 2010 в 05 часов 41 мин

Вместе с тем, этот вопрос носит не только градоэкономический, но и социальный характер. В этой связи в Генеральном плане Минска предусмотрены различные подходы к территориям малоэтажного усадебного жилого фонда: снос в центральной зоне и вдоль главных магистральных радиальных и кольцевых улиц, реконструкция с частичным сохранением в срединном поясе и сохранение усадебной застройки с проведением реконструкции за пределами Минской кольцевой автодороги. К слову, вопросы эффективного использования территории столицы касаются не только усадебного жилья. Планируется также снести и многоквартирные двух–, частично — трехэтажные жилые дома послевоенной застройки с большим физическим износом. Это естественный процесс развития любого крупного города.
Как видим, решение освободить город от частной застройки, и на этом месте построить многоэтажные жилые дома, продиктовано отнюдь не желанием «насолить» частным домовладельцам. Выслушав мнение жителей Минска, которых непосредственно может коснуться снос, власти города решили подойти к этому вопросу более взвешенно. Было принято решение: снос проводить выборочно, оставив индивидуальные дома, и рядом строить высотное жилье.
В настоящее время Комитет архитектуры и градостроительства и институт "Минскградо" работает над рабочим эскизированием по каждой территории, где есть частный сектор. В ходе работы также предстоит определить, какие конкретно объекты и где именно должны быть построены на проектируемых территориях, подлежащих реконструкции. На основании рабочего эскизирования составляется план развития этих территорий. Исходя из этих данных, будет принято решение по каждому дому – снесут его через 5, 10 лет, или снос этому дому не грозит. Ведь, если по плану развития города и отдельной территории, на которой сегодня находится частная застройка, в этом месте будет проходить дорога или построен детский сад или высотный дом, частный дом будет подлежать сносу. Иногда проще снять квартиру на сутки в Минске.
В случае принятия решения о сносе одноквартирного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежащих гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, домовладельцу и членам его семьи предоставляется право на:
-- получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям статей 73, 81 и 82 Жилищного кодекса Республики Беларусь,
--строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади,
-- при наличии технической возможности перенос и восстановление сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем,
--получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости данного объекта.
В случае если сносу подлежат не завершенные строительством либо завершенные строительством и не зарегистрированные в установленном порядке жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом собственник изымаемого земельного участка имеет право на предоставление, по его желанию и при наличии объективной возможности, равноценного земельного участка взамен изымаемого.
Домовладельцы сносимого жилья всерьез обеспокоены вопросами, кто и как производит оценку сносимого жилья и сколько метров жилья они получат, если в одноквартирном жилом доме зарегистрировано несколько семей.
Оценка подлежащих сносу объектов недвижимости определяется исходя из их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу. Данная оценка выполняется за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.
В ситуации, когда на одной площади жилого частного дома зарегистрировано несколько семей, обязательного предоставления нескольких квартир законодательством не предусмотрено. Однако в данной ситуации и администрации районов, и застройщики, как правило, принимают решение о выделении отдельной жилплощади всем семьям, зарегистрированным в данном доме. Таким образом, каждая семья получает отдельную квартиру, тем самым улучшая свои жилищные условия.
Гражданину и членам его семьи предоставляется квартира типовых потребительских качеств, общая площадь которой определяется исходя из расчета не менее 15 кв. метров на самого собственника и каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире). Гражданам, имеющим право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади. Общая площадь получаемой в собственность квартиры типовых потребительских качеств должна быть не менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры), либо (с согласия собственника) может быть менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры), но не менее общей площади, определяемой исходя из расчета 15 кв. метров на собственника и каждого члена его семьи.
Взамен сносимого жилья домовлалец и члены его семьи не обязательно получат новое жилье в этом же административном районе. Если есть возможность предоставления жилья в конкретном районе города, то выбор гражданина будет учтен. Если объективно такой возможности не будет, то гражданину обязаны предоставить жилье в том же населенном пункте без учета района города.
В случае отказа гражданина от получения нового жилья, ему может быть выплачена денежная компенсация за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем. Размер компенсации определяется на основании заключения экспертизы о стоимости данного объекта. При этом местный исполнительный комитет либо лицо, которому предоставляется земельный участок, возмещает лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходы, связанные:
-- с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь,
-- с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома, квартиры,
-- с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру,
-- с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него,
-- с возмещением убытков.
В заключение хочется напомнить о том, что в случае, если собственник зарегистрирует кого-либо в доме после того, как было вынесено решение о сносе данного частного строения, при определении размера выделяемой жилплощади их интересы учитываться не будут. По действующему законодательству, при определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, вселившиеся в жилой дом (квартиру) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (кроме собственника, а также вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, как собственника, так и членов его семьи).

 

 

Стоит прочитать