Чем жестче правила, тем больше очередь
13 Июня 2010 в 23 часа 27 мин

, что количество очередников (преимущественно из числа молодых семей и одиноких граждан) увеличилось в Беларуси почти на 100 тыс. Такой вывод позволяет сделать анализ данных, приведенных в статистическом сборнике Белстата «Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь».

 

Согласно данным Национального статистического комитета РБ (Белстат) в Минске за последние 9 лет (2001-2009 годы) количество семей (одиноких граждан), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличилось с 158,9 тыс. (по состоянию на конец 2000 г.) до 270,3 тыс. (на конец 2009 г.). При этом за 2009 год этот показатель вырос на 23,2 тыс. семей. Между тем улучшили жилищные условия за 2009 год, если судить по данным на конец года, всего 8,4 тыс. очередников (семей и одиноких граждан). Для сравнения, в 2008 году жилищные условия улучшили 6,7 тыс. минских очередников, в 2005 – 5,6 тыс., в 2000 году – 5,0 тыс.

Любопытная картина вырисовывается в Минской области, где за прошлый год нуждающихся в улучшении жилищных условий стало на 18,2 тыс. семей (одиноких граждан) больше, чем в 2008 году. При этом жилищные условия улучшили только 3,5 тыс. семей. Это больше на 0,9 тыс., чем в 2008 году, и меньше на 1,1 тыс. очередников, чем в 2005 году.

В Беларуси в целом численность очередников за прошлый год выросла на 92,1 тыс. семей и одиноких граждан. Скачек численности очередников можно объяснить не чем иным, как ожиданием граждан ужесточения правил постановки на учет нуждающихся. Речь идет об указе от 16 ноября 2009 года № 543 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565».

Так, количество молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, выросло с 338,7 тыс. на конец 2008 года до 370 тыс. на конец 2009 глда. То есть увеличение – на 31,33 тыс. семей. Примерно такой же прирост обеспечен одинокими гражданами – членами семей очередников. То есть очередь в прошлом году увеличивалась преимущественно за счет молодых семей и одиноких молодых людей. Причем последние стали очередниками в результате деления очереди с родителями, которые на начало 2009 года уже состояли на учете нуждающихся. По имеющимся данным квартирная очередь продолжала интенсивно делиться вплоть до даты вступления новых правил в силу. Поэтому не будет ничего удивительного, если по итогам нынешнего года число очередников снова резко увеличится.

В то же время причину скачка квартирной очереди в сельских населенных пунктах (за 2009 год прирост почти на 17 тыс. очередников) следует искать в изменении правил предоставления земельных участков для индивидуального строительства. В частности, речь идет о возможности для сельских очередников в первоочередном порядке получать такие участки на безаукционной основе. Многие городские жители этой возможностью воспользовались. Ведь регистрация по месту жительства (постоянная прописка) в сельском населенном пункте района дает возможность сразу быть включенным в состав сельских очередников.

В статистическом сборнике эти данные не приводятся, но не сложно догадаться, что больше всего желающих прописаться в сельской местности и встать на учет нуждающихся оказалось в Минском районе. Правда, после вступления в силу того же указа №543, который ввел для Минского района 5-летнее ограничение постановки на учет нуждающихся, ажиотаж спал.

По-прежнему много вопросов вызывает большая разница между ежегодным увеличением жилищного фонда и ежегодным вводом жилья как в Беларуси, так и в отдельных регионах.

Весь жилищный фонд за 9 лет (если судить по данным на конец 2000 и 2009 годов) увеличился с 212,1 млн.кв.метров до 228,2 млн.кв.метров общей площади жилых помещений (прирост 16,1 млн.кв.м). При том, что только за 4 года (2005 – 2008 годы) было сдано в эксплуатацию 17,64 млн.кв.метров жилья.

В том числе городской жилищный фонд вырос за 9 лет с 135 млн.кв.метров до 153,1 млн.кв.метров – прирост на 18,1 млн.кв.метров. При этом сельский жилищный фонд уменьшился на 2,1 млн.кв.метров – с 77,1 до 75 млн.кв.метров на конец 2000 и 2009 года соответственно. Сокращение сельского жилфонда произошло, вероятнее всего, за счет включения сельских населенных пунктов в состав городов, включая Минск и областные центры.

А вот куда деваются ежегодно пару миллионов квадратных метров вновь построенного жилья и почему оно не попадает в сводные данные по общему жилищному фонду – это загадка, которую в Белстате обещали разгадать после того, как будут обработаны данные переписи населения, проведенной в 2009 году.

По одной версии, причина недосчета кроется в нежелании граждан, построивших жилье (квартиру или дом), регистрировать свою недвижимость. Законодательство предусматривает, что госрегистрация квартиры – дело добровольное. А незарегистрированные квартиры в общий жилфонд не включаются. По другой версии, жилфонд отстает от объемов жилищного строительства, потому что в него не включаются площади балконов и лоджий, а в общую площадь введенного жилья эти площади включаются, хотя и с понижающим коэффициентом.

Отметим также, что законодательство не обязывает граждан, улучшивших жилищные условия, например, путем покупки или строительства квартиры, извещать об этом местный исполком. В то же время снятие очередника с квартирного учета, как и постановка на учет, должна проводиться и проводится по заявлению гражданина и через решение местного исполкома. Поэтому на практике очередник может иметь две и более квартир в собственности и при этом числиться в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Все это позволяет сделать вывод, что очередь – понятие относительное. И о масштабах жилищной проблемы нельзя судить исключительно по количеству семей и одиноких граждан, состоящих на учете нуждающихся. Достаточно сказать, что по данным выборочного обследования домашних хозяйств по состоянию на конец 2009 года только 3,9 % (на конец 2000 г. – 3,8%) проживали в общежитии и 1,7 % (в 2000 г. – 1,8%) снимали жилое помещение у граждан.

В целом обеспеченность жильем в Беларуси по состоянию на конец 2009 года составляла 23,6 кв.метра на человека. В том числе в городах и городских поселках – 21,3 кв.метра, в сельских населенных пунктах – 30,1 кв.метра. При этом самая высокая обеспеченность среди регионов – в Гродненской (25,5 кв. м), Минской (25,1 кв. м) и Могилевской (25,1) областях. Меньше всего квадратных метров на человека приходится в Минске – 19,9.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств на начало 2010 года 8,7% домашних хозяйств имели обеспеченность жильем до 12 кв.м на человека, 9,1% – от 12,1 до 15,0 кв. м, 9,3% – от 15,1 до 17,0 кв.м, 10,3% – от 17,1 до 20,0 кв.м. При этом 22,1% домашних хозяйств из числа обследованных имели более 40 кв.м на человека, 15, 3% – от 30,1 до 40 кв.м, 25,2% – от 20,1 до 30,0 кв.м (данные приведены без учета общежитий). 4,1% малообеспеченных домашних хозяйств от числа обследованных этой группы имели 20,1-30 кв.м, 3,8% – более 40 кв.м, 31% – до 12 кв.м, 20,3% – от 12,1 до 15 кв.м. При этом 12,4% хозяйств этой же группы занимали 4 и более комнат, 37,6% – 3 комнаты, 33,5% – 2 комнаты, 16,5 % – 1 комнату. Невольно возникает вопрос: если семья живет в 3-, 4-комнатной квартире, может ли она считаться вообще малообеспеченной.

По данным выборочного обследования в Минске 94,1 % домашних хозяйств проживают в квартирах, 0,1% – в индивидуальных домах (в части дома), 2,4% – в общежитии, 3,4% – снимают жилье у граждан. В то же время 13,7% домохозяйств (без учета проживающих в общежитиях) имеют более 40 кв.м на человека, 38,6% – от 20,1 до 40 кв.м, 13,4% – до 12 кв.м, 9,5% – от 12,1 до 15 кв.м, 14% – от 15,1 до 17 кв.м.

Стоит прочитать