Все очередники получат возможность построить жилье
02 Августа 2010 в 14 часов 09 мин


- Сегодня мы ушли от того, чтобы сдавать какой-то объект обязательно к той или иной памятной дате, управление недвижимостью подразумевает делать все не второпях и не затягивать, как бывало ранее. Работа идет по плану, есть определенные сроки выполнения. Всего инвестиции в развитие города, включая промышленные объекты, в этом году составят 1,5 триллиона рублей. К празднику, конечно, город будет почищен, завершится асфальтирование улицы Ленина. Но специально подгонять строителей к 28 или 31 июля никто не собирался.
И все же сделано многое. В минувшем году было введено в строй 288 тысяч квадратных метров жилья, и мы вплотную приблизились к намеченной планке в 300 тысяч. За январь – июнь нынешнего года введено уже 160 тысяч кв. м – столько построили за весь 2005-й. Сравните сами. К началу этой пятилетки за все годы в Бресте было построено 5 млн 200 тысяч кв. м жилых площадей, и это в то время, когда город бурно рос с пятидесяти тысяч человек населения до почти трехсот тысяч. За последние пять лет объем введенного жилья составит 1 млн 100 тысяч «квадратов».
И сегодня мы не оставляем новоселов один на один только с домами. Имею в виду «социалку». Посмотрите, как было раньше. Заселение 6-го микрорайона на «Востоке» началось еще в 1993 году, а первый крупный социальный объект – школу-сад – мы сдаем только сейчас. Теперь мы стараемся вводить и жилье, и другие объекты параллельно. Так, построен детсад на «Вульке». Возводится микрорайон «Юго-Западный-4», там запланировано строительство школы и детского садика, оно начнется в следующем году.
Снесли КЭЧ военного ведомства возле музея железнодорожной техники, которая была позором города. И не стали застраивать освободившуюся территорию, а разбили там парк. Проложили трассу по улице Гоголя до Зубачева и дальше до крепости. Вдоль нее создаются парковки, вскоре пустим автобус по ул. Ленина – Гоголя – Зубачева с выходом на мемориальный комплекс.
Вы говорили о высоких темпах ввода жилья. А как обстоит ситуация с продвижением очереди на получение своей крыши над головой?
- Сегодня в очереди стоит около 43 тысяч брестчан. Надо учесть, что с июня 2007 года по февраль 2010 года действовал президентский указ, который позволял встать в очередь лицам, не имеющим собственного жилья. Порой складывалась такая ситуация, что в коттедже площадью 200-300 квадратных метров жила семья из трех-четырех человек. Как только детям исполнялось 18 лет, они могли претендовать на строительство собственной квартиры или дома. Тогда возник огромный ажиотаж, но, как показала практика, многие регистрировались «на всякий случай». И когда подходила их очередь, отказывались от предложений горисполкома (как правило, не было собственных средств, а они необходимы для получения даже льготного кредита). Как бы то ни было, таковых в очереди 7 тысяч человек. Сегодня мы предлагаем получить льготный кредит на строительство очередникам, ставшим на учет в 2001-2003 годах. А ведь еще совсем недавно мы говорили о 20-летней очереди. С учетом части отказников, мы за следующую пятилетку предложим всем, кто сегодня стоит в очереди, построить свое жилье. Очередь останется, придут новые люди, но за пять лет все те, кто сегодня желают, получат возможность жить в новых домах и коттеджах.
Александр Сергеевич, вводятся не только дома, но и промышленные, и торговые объекты. Какие Вы бы отметили в первую очередь?
- Начал работу крупный торговый центр «Корона», осенью заработает первая очередь мусороперерабатывающего завода (стоимость – около 40 миллионов евро), будет введен в строй действующих Дворец водных видов спорта. Я недавно порадовался тому, что убран кран возле «легендарного» долгостроя – гостиницы на Советской. Когда начинается строительство, я считаю появляющиеся краны – один, два, три - и радуюсь. Но еще большую радость приносит новость о том, что краны снимаются. Значит, самые объемные работы завершены, остается разводка сетей, отделка. То есть здание уже «на выходе». Ожидаем, что в ближайшее время начнется строительство двух гипермаркетов – «Галлон» и «Крок». Вскоре первые работы развернутся на возведении очень симпатичной гостиницы (четыре звезды) на улице Краснознаменной. В СЭЗ с участием российского капитала строится современный завод по производству стальных труб.

Новые производства – это и место работы для брестчан.
- Только на «Корону» пришла тысяча работников. А всего за прошлый год мы создали в городе около 5 тысяч новых рабочих мест.
Вы упомянули о мусороперерабатывающем заводе. Его важность для жителей города доказывать не надо, вопрос – в сроках.
- Первая очередь, по логике, должна быть второй. Но мы начали с конца. Дело в том, что в отстойниках накапливается за год 370 тысяч кубических метров ила. А это не только неприятный запах, от которого страдают многие горожане. Это и потенциальная экологическая угроза – при разливах рек отходы могут попасть в Буг, со всеми вытекающими катастрофическими последствиями для природы. Из ила будет производиться биогаз, из которого можно получить электрическую и тепловую энергию. Она пойдет на потребности самого завода, для обогрева тепличных производств, а затем и нового Юго-Западного микрорайона.
Отмечу, что аналогичного производства нет нигде в мире. Безусловно, подобные технологии работают во многих странах, но в комплексе это будет уникальное производство. Мы сможем забирать вторсырье из твердых отходов, остальное перерабатывать в биогаз. То, что останется от переработки, является абсолютно нейтральным веществом, безо всяких вредных примесей, и не требует дальнейшей утилизации. Но его также можно применять с пользой – для рекультивации. Засыпаем остатками любой овраг, поверху кладем слой земли и высаживаем лес.
Вся стоимость комплекса составляет 63 миллиона евро. Кстати, в одной из газет было написано, что мэр не выполнил своего обещания: говорил, мол, первая очередь завода заработает 1 июля, а теперь срок перенесен на октябрь. Но строит-то немецкая фирма «STRABAG». Помните, какая у нас была зима? А по технологическим картам в такой мороз вести бетонные работы категорически запрещено. И немцы правы: случились форс-мажорные обстоятельства, что предусмотрено контрактом, и срок сдачи объекта был перенесен на октябрь. Нам нужно качество, а не показуха.
Как обстоит ситуация с раздельным сбором мусора – пока многим горожанам она непонятна. Например, в нашем городе-побратиме Равенсбурге, если жильцы кондоминиума собирают отходы раздельно, то за их вывоз платят, условно говоря, 10 евро. Если все сваливают в так называемый «серый» контейнер – то в десять раз больше. Нечто подобное планируется ввести в Бресте?
- За десять лет с тех пор, как мы начали устанавливать специальные контейнеры, брестчане уже привыкли разделять мусор и делают это в основном правильно. Так что уже достигнут прогресс. Во всем мире сейчас идет борьба за вторсырье, и нас это тоже не минует. Думаю, что появится и материальная заинтересованность. Так живет весь цивилизованный мир, и в стороне мы не останемся.
Брест бурно развивается, прирастает жителями и территориями. Как намерен горисполком обустраивать быт недавно присоединенных к Бресту территорий (ранее сельсоветов, например Митьки, Гершоны, Аркадия, Задворцы и другие)?
- Если взять Задворцы, то мы завершаем реконструкцию улицы Автомобилистов. И запускаем городской транспорт не через железнодорожный переезд, а от кольца возле троллейбусного парка с выходом на путепровод по ул. Пионерской. Эти же Задворцы постоянно подтапливало. Сегодня ведутся работы (завершение намечено в сентябре-октябре) по мелиорации земель, уровень грунтовых вод снизится на Березовке, других прилегающих территориях. Такую же работу проводим в Гершонах, сбросим воду с водоемов, расположенных возле улиц Кирпичной, Железнодорожной, Озерной и других. Завершаем работы на участке Ковельского шоссе, с установкой освещения, дорожных элементов.
В Вычулках ведем реконструкцию двух улиц, запустим автобус через весь бывший пригород с выходом на индивидуальную застройку возле тепличного комбината «Берестье». В районе Ямно-Тельмы планируется строительство школы-сада. Если позволит погода, на следующей неделе проведем эксперимент с укладкой твердого покрытия на улице Влодавской в Гершонах. Это не асфальт, а своеобразный «пирог», основными компонентами являются щебень и специальная эмульсия. Для улиц с неинтенсивным транспортным движением это может быть хорошим выходом. Сегодня из 207 километров неасфальтированных улиц и переулков около 140 километров относятся к данной категории. Стоимость укладки подобного покрытия на километр – 300 миллионов рублей. Аналогичный заасфальтированный участок (с ливневкой, тротуарами и т. д.) обходится в 1-1,2 миллиарда. Разница существенная. Если эксперимент пройдет удачно, то сможем за пять лет решить проблему с улицами, по которым не пролегают маршруты городского транспорта и не ездят большегрузные автомобили.
Практически решены все вопросы по освещению в бывших деревнях, присоединенных к городу. Вскоре, после реконструкции дороги, будет организовано движение транспорта с Березовки на Мощенку. Все это не окраины, а составляющая часть большого по белорусским меркам города, и внимание к ним такое же, как и к другим микрорайонам.
На присоединенных территориях есть и участки леса. Многие брестане опасаются, что деревья вырубят для площадок под новое строительство?
- Бресту передан, например, лес, который идет от границы города до областной больницы. Если говорить мягко – то он был не ухожен. Теперь там все вычищено, проведено благоустройство. Но существует огромная проблема со стоянками для автомобилей и парковкой возле медучреждения. А ведь едут люди проведать больных, а часто и привезти их на лечение. Для расширения места под автомобили по первоначальному плану нужно было снести около ста деревьев. Наши службы крутились-вертелись, и в итоге пострадают только 16 деревьев. Наверное, здесь найден паритет между интересами леса и горожан. А проводя коммуникации к местам новой застройки, мы сознательно пошли на удорожание проекта, проложив трубы и кабели по старым просекам. Было бы дешевле прорубить новые – но здесь буквально каждое дерево на особом учете. И это правильно.
Брестское ЖКХ выиграло отраслевой республиканский конкурс по вопросам санитарного состояния и благоустройства города за 2009 год. Означает ли это, что эффективность работы коммунальщиков приблизилась к образцовой или Вы видите резервы в организации их деятельности, которые позволили бы сделать жизнь горожан более комфортной?
- Сказал бы так: победили на фоне не лучших. Работникам коммунальной службы еще работать и работать. Это касается буквально всех сфер деятельности. И озеленение, и приведение в порядок заброшенных участков, ведь у нас есть заросшие пустыри, каналы, карьеры. Масса вопросов к ЖРЭУ по предоставлению комфортных условий проживания. Мы видим проблемы и будем добиваться от сотрудников ЖКХ более действенной работы. А то, что стали лучшими, это, безусловно, приятно.
Очередной крупный спортивный объект в Бресте – строящийся Дворец водных видов спорта. Город не без оснований претендует на звание спортивной столицы. Чего вы ждете от этого комплекса и насколько успешно окупаются ранее введенные объекты – Гребной канал, реконструированный спорткомплекс «Брестский», «Виктория» и другие?
- Не знаю, как насчет спортивной столицы, но по некоторым видам мы действительно впереди других в стране. Тот же Гребной канал. Вот оценка президента ФИСА, члена исполкома МОК Дениса Освальда: «Это лучший канал в мире». Правда, нам не хватает гостиничных номеров и международного аэропорта. Полностью для проведения соревнований европейского и мирового уровня соответствуют Гребной канал, лукодром, стрелковый тир, «Виктория», подобный статус получит бейсбольный комплекс, на «Брестском» можно проводить соревнования по легкой атлетике и футболу, но только «по Европе». Согласитесь, немало.
Что касается окупаемости, то не стоит забывать: в первую очередь эти объекты созданы для занятий детей. Например, на Гребном канале сегодня бесплатно занимаются 600 девчонок и мальчишек. При этом администрация сумела за прошлый год заработать 2,6 миллиарда рублей, и только 1,9 миллиарда были дотированы. В первую очередь, на молодежь.
Что надо сделать, чтобы Брест стал еще более популярным у туристов?
- Город должен стать посещаемым. Сейчас мы разрабатываем программу подготовки Бреста к его 1000-летию. Она предусматривает очень большие изменения в городской инфраструктуре и потребует значительных средств из республиканского бюджета, а также привлечения крупных иностранных инвесторов. Планируем создание двух крупных центров, которые могли бы привлечь отечественных и иностранных туристов. Первый – это Брестская крепость (концепция сейчас отрабатывается, уже получены согласования от ряда министерств и ведомств).
Вторая идея – парк отдыха и развлечений. И в нем белорусский Диснейленд. Таких в Европе четыре. Главный и самый большой возле Парижа. Есть еще по одному в Германии, Бельгии и Нидерландах. Мы побывали в голландском городе-побратиме Кувордене, где подобный парк вступил в строй действующих в прошлом году. Все сделано в комплексе – имеются закрытые и открытые водные аттракционы, множество кафе, боулинги, бильярдные, казино, 700 гостевых домиков, сувенирные лавки и множество другого. Все это расположено на территории бывших торфоразработок на площади 110 гектаров. У нас есть место куда более привлекательное.
Если не секрет, то где?
- На бывшем бронедроме возле Красного Двора 270 гектаров земли возле реки. Здесь уже построен стадион для картинга. Практически создана водно-озерная система, площадь зеркала которого составляет 50 гектаров. Военные отдают нам эту землю, переходит в управление города и участок, на котором можно построить элитное жилье для 25-30 тысяч брестчан. А на остальной территории создать уникальный парк. Нам передается и участок железной дороги, проходящей рядом. Мы его разберем. Мост сохранится, но превратится в пешеходный. Безусловно, это коммерческий проект, он обойдется в сумму от 300 до 500 миллионов долларов. Но потенциальных инвесторов мы активно ищем и с рядом из них (например, из Сингапура) уже прошли предварительные переговоры.
В чем изюминка проекта по привлечению туристов к Брестской крепости?
- Помимо самого мемориального комплекса, это и реанимация Пограничного острова, на который из брестчан, помимо пограничников, могли попасть единицы. Это единственная территория Беларуси, которая находится на левой стороне Буга, от Польши ее отделяет уже почти обмелевший канал. Необходимо восстановить канал, очистить остров от мусора, предъявить взору посетителей фортификационные сооружения XIX века и памятные знаки, посвященные защитникам крепости в 1941 году. Уже получено согласие от соответствующих ведомств на создание здесь двух музеев – пограничной и таможенной служб Беларуси. И, как логическое продолжение, восстановление пешеходного моста между Брестом и Тересполем. Это вполне возможно с учетом планируемого введения режима малого приграничного движения между двумя странами.
Если учесть, что рядом Беловежская пуща, да и Полесский заказник не так далеко – 300 километров по хорошей дороге не проблема, – то Брест действительно станет местом притяжения туристов. Вопрос с гостиницами будем решать, а при увеличении потока приезжих и аэропорт заработает по своему предназначению, как международный.
Если помечтать о неограниченном финансировании какого-либо объекта для нужд города, на каком остановился бы Ваш выбор? Не секрет, что удовлетворение многих потребностей горожан откладывается из-за финансового аспекта. В городе не хватает концертного зала, длительный ремонт переживает областная библиотека, назрела необходимость дополнительных мостов и транспортных развязок, готовится к модернизации вокзал. На что бы Вы в первую очередь выделили средства? Или главная мечта – это Диснейленд?
– Бресту очень необходим концертный зал. Серьезные артисты и коллективы к нам не желают приезжать. Мы можем предложить помещение с хорошей акустикой на 600-800 мест. А требуется закрытая площадка на 1200-1500 мест. Я его вижу на месте водозабора № 1 за памятником «Стражам границ» на проспекте Машерова. При этом с выходом комплекса на Мухавец.
Но, самый главный вопрос – это разрешение транспортных проблем. Очевидно, что необходимо построить несколько мостов через Мухавец. Кстати, сегодня уже назрело решение разделить Московский район на два. Тот, что за Мухавцем, можно так и назвать – «Зареченский». Но это только идея. А вот путепроводы строить крайне необходимо. В первую очередь – восстановить бывший Суворовский мост. Активно обсуждается возведение «переправы» с выходом на улицу Ленина. Но я бы поставил этот проект на третье место. А вторым предлагаем возвести мост в районе Сои с выходом на улицу Зубачева.
Все эти планы предполагают вложения триллионных сумм. Город ведь это не потянет?
- Для этого и существуют специальные программы. Мы ожидаем приезда главы государства Александра Лукашенко в Брест нынешней осенью. К этому времени сформулируем все наши предложения. И мы надеемся, что программа подготовки города к 1000-летнему юбилею будет одобрена, а все предусмотренные мероприятия – включены в президентский указ.
Пользуясь возможностью, поздравляю всех брестчан с Днем города, пусть все ваши мечты сбудутся!

Источник: "Вечерка"

 

Стоит прочитать